Районный библиотечный конкурс «Перекресток духовности»
Читательские интересы читающей семьи
Утверждения о «кризисе чтения» сегодня имеют под собой реальную основу. С начала XXI века идет тенденция, что современники читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но все же, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек. Меняются практически все характеристики чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, круг чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др.
Сегодня всем понятно, что у наших пользователей все меньше времени занимает чтение на досуге. Анализ статистики показывает, что доля тех, кто читает много, в младшем подростковом возрасте составляет 43%, а к зрелому возрасту она падает до 15 %.
Опыт показал, что, если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если чтение стало его внутренней потребностью, то есть основание полагать, что в дальнейшем он не расстанется с потребностью к чтению. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в дальнейшей жизни он пополнит ряды «нечитателей».
По данным ЮНЕСКО, 93% современных подростков смотрят на экран телевизора или компьютера 28 часов в неделю, это по 4 часа в день, что во много раз превосходит время их общения с взрослыми. По данным статистики, 50% россиян за последние несколько лет не читали художественную литературу, а из тех, кто читал, только 9% опрошенных брали книги в публичных библиотеках, 48% взрослого населения праздники и праздничные дни проводят, не отходя от телевизора.
Беседы с детьми и опросы родителей подтвердили, что у большинства наших воспитанников любимые занятия и игры дома – это игры за компьютером, игровыми приставками. Подростков не заинтересовывают познавательные передачи, передачи о животных, о путешествиях, единицы отмечают интерес к слушанию художественных литературных произведений. Это явление объясняется слабым развитием у ребят внимания, незаинтересованностью родителей в организации детской деятельности дома, или нехваткой знаний для этого.
Ни для кого не секрет, что открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир взаимоотношений, развить мышление, воображение, обогатить эмоции, дать прекрасные образцы русского литературного языка, способна – книга.
Идея запуска районного конкурса «Перекресток духовности», возникла не случайно, мы надеялись, что конкурс не только объединит библиотеки и семьи в работе с книгой, но и возродит традицию семейного чтения. Когда взрослые постоянно приобщают ребёнка к существующим традициям и создают условия для сопереживания, участия в них, то воспитательная сила традиций значительно возрастает.
В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей – дети.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Вопрос детского чтения вот уже несколько веков в центре внимания. Но, несмотря на это, в современном обществе книга постепенно отходит на второй план её теснит телевидение и компьютер.
Сегодня нам бы хотелось опереться на результаты анализа чтения наших особых читателей, которые действительно читают много и часто посещают библиотеку.
Районный библиотечный конкурс «Перекресток духовности»мы решили построить на принципах любви к отечественной литературе и чтению. Пригласив в нем участвовать читающие семьи и всех желающих. Определив цель и задачи конкурса - возрождение семейного чтения и привлечение внимания семьи к чтению отечественной литературы, способствующей духовно–нравственному становлению личности подрастающего поколения, мы предложили нашим читателям пять номинаций:
- «Дружба» - написать отзыв на повесть Натальи Аверкиевой «Тест на верность».
-«Обман» - написать отзыв на повесть Альберта Лиханова «Обман».
- «Нравственные уроки» - написать отзыв на рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма».
- «Слабость или безысходность» - написать отзыв на повесть Альберта Лиханова «Эх, вы!».
- «Заметки на полях»: конкурс эссе к цитатам. (Участники выбирают из прочитанного произведения понравившуюся цитату или отрывок и пишут небольшое эссе о своем личном восприятии текста, раскрывая глубину понимания автора, свои чувства, образы и ассоциации, возникшие при чтении выбранных строк)
Наши читатели работали над конкурсом более 2-х месяцев. Были прочитаны все произведения и представлено 45 работ. Жюри подвело итоги, определив дипломантов в каждой номинации, и также отметило библиотекарей, которые представили больше всех работ от своих библиотек – это Чебыкина О.В. (с. Польяново), Буренко Т.А. (с. Н-Песчаное) и Дудко Н.В. (с. Варваровка), а остальных участников отметило благодарственными письмами.
Хочется поблагодарить наших постоянных спонсоров, которые предоставили сувениры и сладкие призы, и сказать им огромное спасибо: директоров Солобоева В.А., Шкуренко В.В. (ООО «Холлифуд»); председателя правления ПО «Строитель» Лобойко В.А.; частного предпринимателя Клименко Г.А.(магазина «Теремок»); специалиста молодежной политике Чистоозерного района – Колесникову Т.А.
Работы участников конкурса
К.Г. Паустовский «Телеграмма»;
А. Лиханов «Обман», "Эх, вы!";
Н. Аверкиева «Тест на верность».