Мифы и легенды Чистоозерья

Идея сбора мифов и легенд Чистоозерья появилась у меня после того, как я прочла книгу Игоря Моранина "Мифосибирск".
Книга очень понравилась, написана интересно, необычно, познавательно (книга есть в каждой сельской библиотеке Чистоозерного района).
Я считаю, что в нашем крае тоже найдется не мало легенд, баек и реальных историй о прошлом.
Благодарю всех, кто уже откликнулся и прислал нам свои зарисовки, а также надеюсь, что многие из Вас пополнят наш архив новыми историями, и не только  мифическими.

Присылайте свои интересные истории по электронной почте : chistbib@gmail.com, oidemid@mail.ru, а также в печатном или электронном виде приносите по адресу: р.п. Чистоозерное, ул. Победы, д.6, 2 этаж.

 

Ольга Ивановна Демиденко,
заведующая сектором менеджмента

 


25.04.2016г.

Миф о том, как люд сибирский Чудо-Юдо одолел

Когда-то давным-давно, так давно, что уже никто и не помнит, повадился по ночам летать с далёких морей на землю сибирскую огромный трёхглавый зверь. Люди отродясь такого существа не видывали и потому назвали его Чудом, а детвора местная добавила- Юдо[1]! Так и окрестили небесную тварь – Чудо-Юдо.

Толи зверь, толи птица – безобразное существо с огромным зелёным туловищем, покрытым змеиной чешуёй,  длинным бугристым хвостом, необъятными перепончатыми крыльями, когтистыми, как у ящерицы лапами и тремя уродливыми головами, чем-то напоминающими голову орла, поначалу лишь изредка в лунном свете кружило над землями, будто изучало их.  Опускало на длинной шеи одну из своих голов вниз и заглядывало гигантским глазом в окна домов. Поговаривали, что причина ночных визитов чудища – смерть его от солнечных лучей.

Со временем Чудо-Юдо прилетать стало чаще и вести себя враждебнее. Видимо всё ему наскучило в местных землях, вот и решило позабавиться. Не раз, пролетая в сумраке ночном над крестьянскими полями, чудовище палило огнём из своей пасти весь урожай, а хвостом сносило избы и деревья. Собрались люди и стали думать-гадать, как от  твари гигантской избавиться –  уж больно вред от неё большой стал. Долго думали, рассуждали и пришли к выводу, что голыми руками не взять им зверя трёхголового,  нужна хитрость. «Убьём его солнечным светом!» - решил народ, и в тот же день с первыми лучами солнца все принялись строить высокое каменное сооружение – алтарь небесной красоты. «Коль Чудо-Юдо такое любопытное, - рассуждали люди, - не оставит оно без внимания наше строение, так им залюбуется, что найдёт том любовании гибель свою!»

Весь день трудился народ. К вечеру ловушка была готова. Расписали люди стены такими яркими красками да дивными узорами, что сами ещё долго стояли, не отводя глаз от своего творения. А внутри алтаря зажгли огонь. С первой звездой на небе показался силуэт невиданной птицы, да только не птица то вовсе была, а чудище заморское трёхглавое. Попрятался народ в дома свои и смотрит в окна.

Огромная тень закрыла собой луну. Чудо-Юдо кружило над полями и домами, не догадываясь о заговоре внизу. Вдруг одна из голов увидела алый

свет алтаря красоты неописуемой и направила в его сторону свой полёт. Приблизившись к сооружению, орлиные  головы принялись разглядывать узоры на стенах, не один из них не повторялся, и казалось, следующий рисунок был красивее предыдущего. Так они увлёклись изучением каждой детали всех изображений, что не заметили наступающий рассвет. С первыми лучами солнца огромное пламя охватило чудище, и оно тут же истлело, рассыпавшись пеплом по всей округе. Так люд сибирский одолел незваного гостя.

Земля тех краёв, впитав в себя останки небесного зверя, стала очень плодородной. Со всех сторон начали съезжаться люди и заселять её. Саму же местность, на которой было побеждёно Чудо-Юдо, назвали Чудо-Юдино. А окрестность, где воздвигли спасительный алтарь, и где истлела первая голова чудища, так и стали называть  - Алтарь (позднее – Олтарь). Место, схоронившее ещё одну голову, (ту, которая обрекла себя на гибель) получило название Садовое (от выражения «голова садовая»). Третья голова легла чуть подальше первых двух, в память о её «птичьем» виде нарекли возникшее там поселение – Орловка. Ну а на месте, где заканчивался след длинного бугристого хвоста чудища возникла Бугриновка.

Вот так когда-то появились названия  известных населённых пунктов нашего района. Жаль, что один из них – Садовое,  так и не дожил до наших дней, видимо, та самая «голова Садовая» обрекла и его на гибель. Со временем Чудо-Юдино превратилось в Барабо-Юдино, говорят, что из-за нашествия барабашек. Но это уже совсем другая история!

 

Автор Мицура Н.А.,

с. Барабо-Юдино


[1] От слова «ЮДОЛЬ» - место, где страдают, мучатся (обычно в сочетаниях: юдоль скорби, юдоль печали).


 

18.04.2016г.

Легенда озер с. Шипицыно

Заселение Кулунды началось с 1892 году. Кулундинские степи были «кабинетными», принадлежащими лично царю.  Среди населения ходили басни о непригодности Кулунды для заселения из–за неподходящих почв, будто бы неспособных для выращивания злаков в связи отсутствия питьевой воды.

Степь в прошлом, читалось голодной и  проклятой   у коренных жителей - казахов о её происхождении имеется легенда:

 - Изгнанный богом из рая летел над Кулундой шайтан и плакал. Но возмущенный однообразием местности и её безлюдностью возгорелся злобой и, желая сделать неприятное творцу, плюнул  как раз на середину степи. Тысячи брызг полетели на землю, и там, где они капали, образовались горько - соленые озёра, а где падали слёзы его раскаяния – стали озёра пресные.

Записала библиотекарь Таратонова М.В., 

с. Шипицыно


15.04.2016г.

Тайна «Мертвого» озера» с. Польяново

По словам старожил  диковинное озеро образовалось в начале ХХ века.  Легенда гласит, что  между двумя  березовыми колками внезапно треснула земля, образовав глубокую впадину в виде круга, затем забили подземные ключи с соленой водой, впадина наполнилась водой и разлилась 40 метров в длину и 20 метров в ширину.  В жаркую погоду вода  быстро испарялась, и появлялись кристаллы соли размером до 5 мм, соль нарастала до 30 см. в год  и поверхность озера превращалась в корку льда.

В народе  это озеро стали называть «мертвым», но среди жителей всей округи оно стало пользоваться  большой популярностью, соль использовали во многих отраслях хозяйства и в лечебных целях.

По приданиям старины ходит миф, что до Петрова дня соль ловить нельзя, т.к. может затянуть соленый водяной.

Записала  Чебыкина О.В., библиотекарь, 

с. Польяново


14.04.2016г.

Название поселка Табулга

Официально считается, что поселок Табулга назван в честь ближнего озера «Табылган», в переводе значит: налилось из разбросанных озер.

А старожилы поселка рассказывают, что  «Табылган» - это степной кустарник, таволга. Его было очень много на месте, где расположен сейчас поселок, отсюда и пошло название Табулга.

Записала библиотекарь Кузнецова Л.П., 

п. Табулга


13.04.2016г.

Легенда озера  «Медвежье» села Ольгино

На окраине села расположено озеро «Медвежье», любимое место отдыха детей и взрослых. Почему оно так называется,  никто не знает.

Есть несколько  легенд  его названия.

-  Большое озеро очаровало первых переселенцев своим размером. Вода была чистая и пресная, в ней красовались кувшинки, водились большие золотистые караси. На берегах росли васильки, пряная мята, дикорастущие анютины глазки.  Вода в озере была настолько чиста, что в нем в зеркальной поверхности отражались лучи солнца и   голубой небосвод. Однажды люди увидели отражение облаков в озере похожих на большого медведя, и решили, что хозяином данного озера является  медведь, который оберегает свои владения от бед и напастей.

-  В лесах вокруг озера было очень много живности. Чтобы прокормить свои семьи, охотники охотились и  зимой и летом. Они ставили  плетеные сети, капканы, петли  и многое другое. Однажды охотник залез высоко на дерево и увидел, что озеро по габаритам  похоже на спящего медведя. С тех пор озеро и называется «Медвежим».

.

Записала Куринная О.С., учитель-пенсионер, 

с. Ольгино


11.04.2016г.

Встреча с НЕЧИСТЫМ на озере КРИВОМ в с. Романовка

 Однажды два жителя с. Романовка, два друга решили съездить на охоту, на озеро Кривое. Добравшись до озера, Владимир решил пойти в камыши, а Николай расположился на краю озера. Мотоцикл поставили метрах 15 от берега. Николай не пошел в камыши, расположился на берегу. Настреляв уток, Владимир вышел на сушу и предложил поехать домой. Смеркалось.  Вдруг резко, как-то будто, черной пеленой покрыло землю. Возвращаясь по тропинке, они не обнаружили мотоцикла. Угнать его не мог никто, ведь Николай увидел бы и услышал. Но мотоцикла нет. Облазив все вокруг, уже теряя надежду, один из них закурил и тут - что-то сверкнуло. Это от зажженой спички,  дало отражение зеркало на мотоцикле. Он стоя в метре от них. Сев на него они поехали в обратном направлении, но вдруг исчезает тропинка, казалось, что заблудились, хотя оба знали местность как свои пять пальцев.  Удивило то, что трава была не примята, как будто здесь не ездил никто. Не добравшись до накатанной дороги решили возвратиться назад. Ехали долго, впереди попались скирды, хотя они знали, что в этом месте нет сенокоса. Постояв в недоумении, снова возвращаются к озеру. Решили не искать дорогу, на которой приехали, а ехать по краю озера. Наконец-то выехали совсем по другой дороге. Были очень удивлены. Утром, решив проверить себя, вернулись на то же самое место. Там, где стоял мотоцикл, трава была примята, а вот следов их следования нигде не было. Ради любопытства Владимир взял с собой бинокль. Встав на мотоцикл, посмотрел в бинокль, но никаких скирд сена не было. Проехав вокруг озера, скирд сена не обнаружили. Проехали в разных направлениях и посмотрев, результат тот же - скирд нет. Для себя сделали вывод, что их кружила вокруг озера какая-то неведомая сила. Для себя решили, что Нечистый.

Записала  Калашник Н.А. - библиотекарь, 

с. Романовка


8.04.2016г.

Мифы села Павловка

Бесспорно, что каждому человеку необходимо знать, кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. И. Глазунов. Как только я получила задание узнать и рассказать необычные истории о своей Павловке, я тут же поспешила к старожилам села с просьбой поделиться знаниями. Откликнулась Лидия Егоровна Лунегова. Человек, любящий свою малую родину и ее людей. Вот что она рассказа мне: «Жили у нас в деревне в разное время три уникальные старухи: баба Палтавка, баба Працучка и баба Парася.

Баба Парася – Евсик Просковья ( Отчество к сожалению никто не помнит). Совершенно не грамотно, но умело  врачевать людей со всей округи. К ней насилии и младенцев с грыжами, заиканием, испугами. Лечила суставы, бессонницы и еще массу болезней. Отвары, заговоры, молитвы все помогало. Выросли и состарились те, кого она лечила. Это ли не чудо!

Одним из первые жителей деревни был дед Шевченко. У него была сестра, которою все называли Полтавкой. Может быть, они были родом из Украины, из Полтавы.  Полтавка была бабкой повитухой. Все старшее население Павловки – бабьих рук дело. А дело свое она  знала отлично, приходила по первому зову. Только один пример: 1832 год очень снежный и урожайный на новорожденных, б. Полтаву водили от одной заснеженной избушки до другой. Она по недялям не была дома. В этом году родились Лидия Семеновна Колотеева, Андрей Егорович Алексеенко, Лидия Ивановна Каминская, Наталья Андреевна Алексеенко и многие другие.

После бабы Полтавы эстафету приняла баба Працучка – Пращук Мария.  Работала она до начала 60-х годов. Вы только вдумайтесь: Все дети 40-х-60-х годов побывали в руках у бабы Працучки . Откуда этот «Божий дар!?» Приходила, неспеша, повязывала белый платочек, мыла руки, ставила на огонь чугунок с водой. Заплетала роженицы косу, водила по хате, говорила нужные слова, производила нужные действия, хлопала новорожденного по попе, перевязывала пуповину. У меня – семидесятилетней – пуп перевязали руками бабы Працучки. Я мысленно целую ее руки. Одаривали, кто, чем мог: Платочек, ситец, фартук, чулочки. Уходила домой с чувством исполненного долга, до очередного вызова!

 Вот такие великие старухи жили у нас в Павловке. Вечная им память!

Не зря на заросших холмиках их могилы всегда лежат цветы». Закончила свой рассказ Лидия Егоровна.


5.04.2016г.

«Первый банк» с Елизаветинка

В Елизаветинке был банк, где хранили золотые деньги, приходившие в волость для строительства железной дороги. Он находился в доме, где жила А.П. Юрченко, это дом ее отца. Банк был ограблен, а затем  закрыт. Только в 1920 году когда стали разбирать мельницу, принадлежащему счетоводу, нашли украденные золотые монеты.  

Легенда озер «Звериное» и «Капитоновское»     села Елизаветинка

В северном направлении деревни Елизаветинка на гриве между  двух озер  находились зимовье Ильи Капитонова - богатого мужика из деревни Воронецк, и зимовье Тихона Бычкова, на которого работал Гавриила Зверев. По фамилии  зимовщиков и произошли названия озер.

Гордеева Ляга  с Елизаветинка

Давным-давно Гордеева Ляга представляла   участок леса, кустов, кочек и озера внутри площадью примерно в 150 га, окружонная плодородными землями.   Это была такая ляга, что бывало если зайдет в неё лошадь, то нужно было потратить немало времени, чтобы её найти. Кроме высоких и стройных берез, там густо росли - лоза, смородина, боярка, черемуха и разный чертополох. Края ляги обрамляли высокие кочки в пояс человека, и все это наполнено водой. Конечно, эта ляга представляла собой в то время джунгли и соответствующее богатство для мужика - строевой лес, стройматериал, топливо и удобства для летних работ.

Гордеева Ляга не только давала жизнь всей деревни. Хорошие травостои, замечательные урожаи хлеба - давали хлеборобу жизнь и счастье, богатую и сытную зимовку скоту, вольное раздолье молодежи. Нo бывали и такие годы, когда зной­ные ветры, поднимая столбы пыли носились над степью и не слышно было в то время песни жаворонка и крика журавлей, не утопали в безбрежном мареве испарений околки и гривы, не шумели обилием листвы камыши степных озер, не переливались волнами шелковис­тые ковыли  нетронутых полей. В те годы с юга дули днем и ночью горячие ветры, нагоняя на хлебороба грусть и печаль.

И бог знает, откуда приходила вместе с засухой не только беда из-за отсутствия влаги, но и сплошной лавиной надвигалась на обожженные горячим ветром и солнцем степи - Саранча. Саранча сжи­рала  все, не только хлеб, который, не успев выбросить колос, пожи­рался ею, но и вся трава была съедена ею. После саранчи остава­лась совершенно голая земля. Вот тогда и приходило самое тяже­лое время для сибиряка хлебороба.   И это нашествие с юга, причиняло людям страшный ущерб, наступал голод для людей и для скота. Люди выкашивали болота и озера, заготавливали веточный корм, ломали и собирали полынь и перекати-поле, молодую лозу и все, что можно было заготовить на зиму для скота.

В наше время Гордеева Ляга высохла - её выжгли и вырубили - половину распа­хали. Озера высохли, на Зверином и Капитоновском косят тракторами сено,  по  Горькому  ходят машины. Как всё изменилось .

Колдунья Ягуниха

Много ходи­ло разных слухов, басен и легенд  в деревне. И вот  одна из них, о колдунах и ведьмах.  На краю деревни, на Барановке в землянке жила в те дальние времена бабка Ягуниха - старая вдова, была у нее дочь 16-19 лет девушка - Арина и вот эту бабку считали в деревне, ведьмой за её мрачный грязный вид, за то, что она никогда ни с кем не общалась, а жила одна, питаясь огородом и подаяниями, которые собирала по соседним, деревням.  В своей деревне она милостыню почему-то не собирала. Вот и слыла она ведьмой по всей деревне. Все беды и несчастья  зачастую приписывались бабке Ягунихе, хотя она и сном и духом ничего не знала.

Дочь Арина на вечерки не ходила из-за такой дурной репутации матери; так и коротали время в избушке мать и дочь, перебиваясь,  чем только бог пошлет.

Раннею весною  бабка Ягуниха  умерла, схоронили ее кое-как обществом, без отпевания и решили, что с колдовством в деревне все покончено. Арина стала жить одна в избушке. Люди стали замечать, что девушка худеет  не по дням, а по часам и стала через две недели после смерти матери сама похожа на покой­ницу, так сильно она похудела, что ветром качало бедняжку. Женщины стали расспрашивать, что с ней, и она призналась, что мать каждую ночь является в землянку и зовет её с собой в рай, на тот свет.

А утром исчезает бесследно. Ей посоветовали обратиться к деду Александру Колесникову. Онa пришла  и  рассказала свою беду деду.

Тот внимательно выслушал рассказ девушки, погладил по голове и сказал: "хорошо доченька - иди домой и не бойся, больше к тебе не придет ночью твоя мать. А сам вытесал осино­вый кол, пошел на кладбище и забил кол в могилу в изголовье рядом   с крестом,  приговаривая - не вылезешь больше ведьма старая, не будешь ходить домой и мучить свою дочь. Этот обряд деда видели люди и рассказали дочери - Арине.

С тех пор,  в самом деле галлюцинации прекратились  и девушка стала поправляться, а вскоре собрала немудрые пожитки и уехала строить железную дорогу на Павлодар.

Дед после совершения такого необычного обряда вскоре увидел сон, что к нему пришла якобы бабка Ягуниха и говорит: "Загнал ты меня старый черт, на тот свет осиной и сам от осины подохнешь! Так, вот, справив крестины по случаю рождения внука Федора Матвеевича, дед Александр решил, отделить старшего сына Матвея и после троицы напахав пластов, организовал - строительство пластянки  - на усадьбе рядом со своим домом. Руководил рабо­тами и сам помогал во всем. Дело дошло  уложить матицу - большое осиновое бревно для устройства перекрытия, подняли, положили, а деду что-то не понравилось, и он решил положить по-своему, взял рогачи и начал поправлять матицу, она сорвалась и крепко ударила деда по спине и позвонок очевидно повредила. Пролежал он две недели, похаркал кровью и умер. Перед смертью все- таки сказал: так-таки доконала она меня, ведьма старая. Очевидно старик несчастный, случай с осиновой матицей считал тесно связанным с осиновым колом, который он, вбил на могиле бабки Ягунихи.

 

Похороны «лодырей»

В 1930-е годы велась большая работа по  сплошной коллективизации, борьба с меньшевиками,  кулачеством и  лодырями.  Был интересный случай, когда в Чистоозерном на большом митинге "хоронили» лодырей. Набитое соломой чучело, обернутое в рогожу под негодование и позорные речи хоронили в яму - от колхоза «Трудовик» такого лодыря - представителя  хоронили по фамилии Бакой. В самом деле был такой лодырь.

И эта мера действовала на сознание людей, не желающих добросовестно трудиться. Были введены Красные и Черные доски, передовиков заносили на красную доску, отстающих на черную доску.

 

 Из записей Ивана Колесникова, 

с. Елизаветинка


01.04.2016г.

ЛЕГЕНДЫ НАШЕГО СЕЛА Ишимка

«ЧЕРТОВ КОТЕЛ» 

Ни далеко, ни близко, ни высоко ни низко, а всего то в 3-х верстах от села Ишимка есть странное, загадочное место, старые люди говорят – гиблое место и называется оно – «Чертов котел», так как  имеет форму чашки или котла, это небольшая опушка  среди леса, в центре которой – низина.  На этом месте не растут цветы, грибы и ягоды, а ежели какая птица пролетит или зверек пробежит, то падает замертво.

Бывало грибники, ягодники зайдут в это место, а выйти не могут, кружит их нечистая сила по нескольку часов, кое-как выберутся, а знающие люди стараются  стороной  обойти «чертов котел».

А называется это место так, оттого, что туда пришел умирать из другой деревни  злой колдун. Он при жизни с людьми не общался, и умирать ушел в лес. 3 дня и 3 ночи умирал злой колдун, по земле катался, завывал нечеловеческим голосом, все пальцы себе в кровь  избил об землю-Матушку, а люди из деревни из-за кустов наблюдали, а подойти  близко  боялись, уж больно страшное было зрелище. На четвертый день все стихло. Люди  подошли к краю опушки, и никого не увидели, обошли все вокруг, ни души, колдуна не было нигде, ни живого ни мертвого, как сквозь землю провалился, а трава в этом месте была словно выжжена, и решили люди, что забрали колдуна  к себе черти в преисподнюю, он ведь с ними и при жизни дружбу водил, а опушка с тех пор так и зовется – «Чертов котел»

Записала худ. рук. КДЦ Бессмертная Алла Владимировна

РУСАЛКА

Было или не было, правда или вымысел, а только старые люди говорят, что правда. Деревня Ишимка тогда большая была, более ста дворов насчитывали, и вот на одном перекрестке, неподалеку от озера стоял колодец. Водица в нем была студеная, чистая и очень вкусная, к этому колодцу люди приходили за водой даже с дальних улиц.

Как – то летом, далеко за полночь один мужик возвращался домой из гостей, а дом его был на самом краю деревни. Надо сказать, что тот мужик был большой выпивоха, и вот идет он домой, и путь его лежит мимо этого колодца. Подошел он к колодцу, зачерпнул воды, попил, и присел на край колодца передохнуть, да цигарку выкурить. Ночь была звездная да лунная, на улице тишина безмолвная. Вдруг из-за спины кто-то легонько стукнул его по плечу, мужик обернулся и обомлел: перед ним стояла девушка красоты невиданной, волосы распущены ниже колен, стоит смотрит на него, молчит и улыбается. Мужик слова вымолвить не может и никак не сообразит, откуда она взялась и что ей от него нужно, а девушка тем временем обошла его и направилась в сторону озера. Отойдет на метр, обернется, хихикает, одной ладошкой рот прикрывает, а другой мужика за собой манит, ну мужик и пошел за ней. Так и шли до самого озера, она чуть впереди, а он след в след за нею, вот и озеро перед ними, девушка в воду и мужик за ней, уже по пояс зашел, да подвернулась нога, и мужик с головой окунулся в холодную воду, вынырнул, глядь, а девица перед ним стоит в воде, пальчиком к себе зовет, а наружу хвост рыбий выглядывает, да по воде круги распускает. В тот же миг с мужика весь морок слетел, и он сломя голову бросился вон из воды на берег, а во след ему летел девичий хохот.

Непомня себя, добрался мужик до дому, от страха трясется, хмель из него весь вышел, разбудил жену и рассказал ей, что с ним приключилось, а жена обозвала его пьяницей беспробудным и сказала, что все это ему с пьяных глаз привиделось, да только с того времени мужик спиртного в рот не брал, а озеро десятой дорогой обходил, а чтобы искупаться когда, никто его уговорить не мог, а к озеру с тех пор приклеилось название – РУСАЛОЧЬЕ.

МИТРЕВ ОКОЛОК.

Возле деревни Большая Тохта, что в переводе с татарского означает «Большая стоянка» много лесов и околков, один из них называют МИТРЕВ ОКОЛОК, а получил он свое название из-за истории, которая приключилась там по словам старожилов больше ста лет назад.

В одной зажиточной семье, в которой было четверо детей, был сын Митрий, красивый, рослый парень, помогал отцу по хозяйству, почитал родителей, никогда им на перечил, да тогда это и не принято было. Родительское слово было – закон. Но вот пришло время выбирать парню невесту, а он уже давно присмотрел Дуняшку, девицу-красавицу, которая жила с родителями на самом конце деревни. На вечорках они сидели, взявшись за руки и не сводя друг с друга влюбленных глаз, а днем встречались в лесочке, который начинался как раз за Дуняшкиными огородами. Все бы ничего, да только вот родители у девушки жили очень бедно, в доме детишек куча-мала, отец с матерью работали в батраках и еле-еле сводили концы с концами, и молодые люди понимали, что родители Митрия никогда не позволят ему жениться на Дуняше. Но любовь на разбирает, кто  богатый, кто бедный, она приходит к людям и поселяется в их сердцах.

Долго влюбленные не могли скрывать свою любовь, ведь в деревне все на виду, и вот дошли слухи об их отношениях и до родителей Митрия, отец призвал его к себе, и вне себя от гнева сказал, что через неделю они едут в соседнее село сватать ему невесту, Митрий бросился отцу в ноги, просил, умолял со слезами на глазах не разлучать его с Дуняшей, а благословить их. Отец был непреклонен, сказал, нечего с голытьбой связываться, а любовь- это мол пустой звук, с новой невестой стерпится-слюбится, а свою Дуняшу пусть выкинет из головы и забудет, как дурной сон.

Встал Митрий с колен, окинул отца долгим, пристальным взглядом и молча вышел вон, и невдомек было отцу, что это был прощальный сыновий взгляд. В тот же вечер, Митрий прокрался к Дуняше, вызвал ее на улицу и пересказал ей свой разговор с отцом, долго они сидели обнявшись, и горько плакали, а потом приняли решение, что только смерть сможет разлучить их. На следующий день они встретились в своем любимом лесочке, который был свидетелем их страстной любви. Оба пришли нарядные, в своей лучшей одежде. Они были молодые, здоровые, красивые и счастливые, их не страшило то, что они собирались совершить, это было их общее решение.

Митрий принес с собой склянку, в которой была сильная отрава, он выкрал ее у отца, они обнялись в последний раз, крепко взялись за руки и выпили яд до последней капли, затем легли на траву лицом друг к другу, и молча ждали конца. Так их и нашли к вечеру, и даже смерть не смогла стереть с их лиц улыбки, они были вместе!

 А тот лесок и по сей день называют МИТРЕВ ОКОЛОК.

КОЛОДЕЦ СЛЕЗ

Было это давным - давно, когда дороги не были изъезжены тяжелыми машинами, да и самих машин еще не было и в помине. У красивого озера, среди нетронутых лесов стояла заимка купца Ямского, от этой заимки и произошло название деревни Яминка. Красота здесь была неописуемая, здесь же пролегал путь до большака на Омский тракт. Усталый путник всегда мог найти здесь приют и ночлег, поменять лошадей, половить рыбы, отведать в лесу грибов и ягод, которых было видимо-невидимо и просто отдохнуть.

Было у того купца три дочери, младшую из которых он любил больше жизни. К тому времени старшие дочери уже покинули родительский дом, обзавелись своими семьями, лишь одна младшенькая расцветала не по дням, а по часам на радость тятеньке. Не один заезжий купец заглядывался на такую красоту и предлагал несметные богатства за ее руку и сердце.

 В один из прекрасных летних дней проезжал через заимку молодой офицер, он ехал к родителям на побывку и коль попалась на пути заимка, он решил отдохнуть перед дальней дорогой. Встретила молодца у порога купеческая дочь, проводила его во светелку, а парень глаз оторвать не может от красавицы, да и ей приглянулся добрый молодец. И задержался он не на денек, а на три. Вспыхнула между ними любовь. Уезжая, клялся добрый молодец всем святым, чем мог поклясться, что в назначенный им срок вернется он за ней, и будет просить у отца ее руки. Но слова молодца, что вешняя вода, утекла-не догонишь.

Целый год выходила девушка на перекресток, где проводила любимого. Целый год встречала она проезжающих путников, расспрашивая нет ли весточки от любимого. Много слез она пролила на перекрестке дорог, да так и не дождавшись, умерла от тоски.

А на месте, где она ждала любимого и плакала, образовалась ямочка, и вода в ней не высыхала даже в жаркую погоду. И в память о дочери решил купец на этом самом месте выкопать колодец. Колодец получился на славу, вода в нем была чистая, как слеза, но, когда попробовали ее на вкус, оказалось, что она и соленая как слезы. У всякого путника, кто испил воды из этого колодца, три дня катились слезы, а после той водицы, хотелось пить, не напиться, до того она была горькая и соленая, а колодец с тех пор в народе стали называть -  КОЛОДЕЦ СЛЕЗ.

ЗМЕИНАЯ ЛЮБОВЬ.

Эту историю мне рассказывала в детстве моя бабушка, а ей ее бабушка.

Давно это было. В нашу деревню из другой области переехала жить семья, мать с отцом и семеро детишек, мал- мала меньше. Третьим ребенком был мальчонка лет 14, как звали уж никто и не помнит, только помнят, что был он тихий, скромный и послушный и всегда за ним ползала змея. В наших- то краях отродясь змей не видывали, люди смотрели и дивовались, сначала боялись, а потом попривыкли, а когда узнали историю о том, как змея спасла мальчонку от смерти, то и вовсе перестали ее бояться.

А дело было так. Побежали как-то дети в лес за ягодами, человек семь, али восемь их было, ели ягоды, дурачились, в прятки играли, и один мальчик решил спрятаться подальше от всех, чтобы его быстро не нашли, убежал он в глубь леса, да наткнулся на полянку, всю усыпанную крупными ягодами, и так он увлекся, собирая эти ягоды, что не заметил, как не стало слышно детских голосов, да и солнце уж стало клониться к закату. Испугался парнишка, заплакал, стал метаться туда-сюда, и совсем запутался, откуда же он пришел на эту полянку. Долго он бегал по лесу, кричал, звал на помощь, но в ответ лишь темный лес шелестел своей листвой. Наступила ночь, мальчик прислонился спиной к дереву, обхватил колени руками и тихонько плакал, трясясь от страха, да незаметно для себя и уснул.

Проснулся, когда уже вовсю светило ласковое солнышко, пели птички и лес уже не казался таким страшным, он потянулся и вдруг увидел, как из травы за ним внимательно наблюдают 2 змеиных глазка. А надо сказать, что в тех местах змей водилось видимо- невидимо, попадались и ядовитые. У парнишки от страха руки ноги отнялись, стоит, смотрит на змею не отрываясь, а та на него. Через какое-то  время, змея мотнула головой и уползла в траву. Мальчонка сломя голову бросился в другую сторону, когда он остановился, стал оглядываться, рядом из-за дерева опять показалась змеиная голова. Змея вновь посмотрела на ребенка, мотнула головой, как-бы приглашая следовать за собой и исчезла в листве. Ребенок стоял и ждал, что же будет дальше, очень скоро змея опять появилась перед ним, и опять как будто-бы звала его куда-то, и мальчик, передвигая ноги от страха пошел за нею. Змея ползла вперед, останавливалась, оглядывалась и опять вела мальчика за собою, по своей странной дороге.

Примерно через 2 часа пути, лес расступился и вдалеке показалась деревня. Мальчонка со всех ног бросился вперед, но змея не отставала, а на встречу уже бежали деревенские жители, которые искали пропавшего ребенка всю ночь и все утро. Когда люди обступив ребенка, убедились, что с ним все в порядке, кто-то заметил лежавшую неподалеку змею и с криком бросился на нее, намереваясь убить, но тут ребенок крикнул, чтобы змею не трогали, и что это она вывела его из леса. Взрослые недоуменно переглянулись, но не тронули змею, все вернулись в деревню.

Утром, когда малец выбежал из дому поиграть на улицу с ребятней, он увидел у калитки знакомую змею, которая будто-бы ждала его. С тех пор змея каждое утро появлялась у дома ребенка, к ней уже привыкли и не боялись ее, а когда пришло время ей засыпать на зиму, родители занесли ее в дом, под печь.

Прошли годы, мальчик вырос и превратился в красивого, статного парня, девчата оборачивались ему в след, но он выделял среди всех девушек одну – Глашу. Змея по- прежнему везде сопровождала парня, вот только на его свиданиях с Глашей, она смотрела на него с какой-то тоской в глазах… Осенью играли свадьбу. Жених и Глаша сидели  за свадебным столом красивые и счастливые, . Крики «горько» гремели на всю деревню, к вечеру жених на руках понес молодую жену в дом, но тут путь им преградила его подруга змея, она пристально посмотрела на них и молниеносным броском кинулась на парня и укусила его в шею. Гости обмерли, Глаша забилась в истерике, а жених рухнул на землю замертво. Его похоронили. Змея каждый день появлялась на его могиле, лежала прижав голову к земле, на девятый день после похорон, змею обнаружили мертвой, обвившую деревянный крест.

Люди крестились, и говорили: вот она какая,  ЗМЕИНАЯ ЛЮБОВЬ.                                                             

 


18.03.2016г.

 «Тайна золотого клада»

с. Журавка 

Как – то в юности  кузнец Александр Жаров с братом работали  в работниках у своей тётки. Однажды выполняя уборку в сарае, они случайно вилами вскрыли у стены небольшую яму. В яме был ящик. Они вытащили его и вскрыли. В ящике находился глиняный горшок. По рассказам Александра горшок был тяжёлым. Когда открыли крышку, из горшка посыпались золотые монеты. Собрав монеты, братья отнесли горшок тётке в дом. Тётка и её муж поблагодарили парней за честность и в награду дали им по золотой монете. 

Во время коллективизации мужа тётки взяли по линии НКВД, и больше он домой не вернулся. А тётка осталась одна в своей усадьбе. Детей у неё не было, и она всю жизнь в одиночестве коротала своё время. Ничем не выделялась среди других, питалась скудно.  Уже в послевоенное время тётка заболела  и попросила через соседей, чтобы к ней зашёл Александр. Он, как и всегда, работал в кузнице. На своём велосипеде Александр заехал к ней. И тогда тётка сказала ему: «Помнишь, Александр, как ты нашёл у нас в сарае горшок с золотыми деньгами?»

Молнией сверкнуло перед его глазами давно случившееся событие. «Как же, конечно, помню!» - ответил он. 

- «Вот когда буду умирать, тогда скажу тебе, где спрятан тот горшок».  Как ни уговаривал её Александр открыть эту тайну, она твердила ему одну и ту же фразу: «Вот буду умирать, тогда и скажу».  Жила она по-прежнему одна. Он обещал взять её к себе в дом, обеспечить за ней уход и создать ей необходимый покой. Но тётка была неумолимой.  Ежедневно, трижды в день – утром, в обед и вечером, он навещал её. Но всё было тщетно.&