Главная » 2016 » Июль » 29 » Читательские интересы читающей семьи
15:48
Читательские интересы читающей семьи

Ни для кого не секрет, что открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир взаимоотношений, развить мышление, воображение, обогатить эмоции, дать прекрасные образцы русского литературного языка, способна – книга.

Идея запуска районного библиотечного конкурса «Перекресток духовности» в МКУК «Межпоселенческая библиотека» Чистоозерного района, возникла не случайно, мы надеялись, что конкурс не только объединит библиотеки и семьи в работе с книгой, но и возродит традицию семейного чтения. Нашу идею поддержали специалист по молодежной политике Чистоозерного района – Т. А. Колесникова, редактор районной газеты «Кулундинская новь» и наши постоянные спонсоры, которые предоставили сувениры и призы.

Вопрос детского чтения вот уже несколько веков в центре внимания. Но, несмотря на это, в современном обществе книга постепенно отходит на второй план её теснит телевидение, компьютер. А вот когда взрослые будут постоянно приобщать ребёнка к существующим традициям и создадут условия для сопереживания, участия в них, то воспитательная сила традиций значительно возрастёт.

Разрабатывая конкурс, мы опирались на результаты анализа чтения наших особых читателей, которые действительно читают много и часто посещают библиотеку.

Конкурс «Перекресток духовности» мы решили построить на принципах любви к отечественной литературе и чтению. Пригласив в нем участвовать читающие семьи и всех желающих читателей районной газеты «Кулундинская новь», не только прочесть обсуждаемые произведения, но и заочно обсудить их в своих семьях.

Определив цель и задачи конкурса - возрождение семейного чтения и привлечение внимания семьи к чтению отечественной литературы, способствующей духовно–нравственному становлению личности подрастающего поколения, мы предложили нашим читателям четыре номинации:

- «Дружба» - написать отзыв на повесть Натальи Аверкиевой «Тест на верность».

-«Обман» - написать отзыв на повесть Альберта Лиханова «Обман».

- «Нравственные уроки» - написать отзыв на рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма».

- «Слабость или безысходность» - написать отзыв на повесть Альберта Лиханова «Эх, вы!».

Наши читатели работали над конкурсом более 2-х месяцев. Были прочитаны все произведения и представлено 45 работ. Жюри подвело итоги, определив дипломантов в каждой номинации, а также отметили лучших библиотекарей, которые представили больше всех работ – это О. В. Чебыкина (с. Польяново), Т. А. Буренко (с. Н-Песчаное) и Н. В. Дудко (с. Варваровка), а остальных участников отметили благодарственными письмами.

Самое большое количество отзывов набрала номинация «Нравственные уроки» в которой обсуждался рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Дипломантами данной номинации стала семья Полятыкиных из села Польяново.

Цель номинации преследовала, не только знакомство читателей с творчеством писателя, но и помочь семье осмыслить важнейшие нравственные проблемы современности: отдаление и разобщённость близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого — трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Мы считаем, что подросткам необходим именно серьёзный разговор о серьёзных проблемах, разговор, который бы дошёл до каждого.

«Хотя рассказ был написан в далеком 1946 году, но он и сегодня поражает до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему—взаимоотношения родителей и детей.»

Отзыв мамы Елены Андреевны Полятыкиной назывался “…Никого в жизни нет и не будет родней…”, а эпиграфом стала народная пословица «Материнское сердце в детях, а детское - в камне». Она пишет: «Прочитав рассказ К. Паустовского «Телеграмма» я вспомнила, что раньше его читала, сюжет мне знаком. Но однозначно могу сказать, что впечатление оно произвело на меня совсем другое нежели в юности. Раньше я его прочла и просто запомнила по происходящим действиям, сейчас оно затронуло душу и заставило задуматься. Объяснения вижу в том, что сейчас воспринимаю его не только как дочь, а уже и как мама взрослых детей, т.е. как взрослый человек, ждущий внимания со стороны своих детей.

…Нужно отметить, что эта проблема «боль», присутствовала в сердцах родителей 20 века и актуальна в настоящее время. Даже социальные сети взорваны этой же темой «болью» и обращением с пожилыми людьми…»

В высказывании дочери Татьяны, мы читаем: «На мой взгляд в рассказе К. Паустовского «Телеграмма», красной нитью проходит проблема отсутствия понимания между матерью старушкой и дочерью, живущей и работающей далеко от родного дома. Ведь мы часто не понимаем, и просто не слышим друг друга, а всё потому что не хотим. А что бы кого-то понять, нужно представить себя на его месте. …Я считаю, что нужно при жизни любить и понимать друг друга, ценить каждый миг, каждый час общения.»

Второе место заняла номинация «Дружба» по повести Н. Аверкиевой «Тест на верность», её дипломантами стала семья Агеевых из с. Ольгино

Выбирая очередную книгу для обсуждения, мы решили остановиться на современной прозе понятной для подростков. И так как по статистике, из наших читателей больше женщин и девушек, выбор пал на повесть «Тест на верность» Натальи Аверкиевой из серии «Подружки.ru». На наш взгляд, в книге затрагивается много проблем современной жизни ребят, интересный сюжет и неожиданная развязка, о чем говорит краткое содержание повести: «Молчание — золото! Это я теперь точно знаю! А еще я знаю, что иногда лучше не оказываться в нужном месте в нужное время, потому что проблем потом не оберешься. Вот вроде бы приведешь в дом потерявшуюся собаку, подслушаешь разговор брата с подружкой, и добро пожаловать, неприятности! Конечно, я — воин, а значит должна иметь выдержку, чтобы не вестись на провокации, силу, чтобы выдержать испытание, и холодный ум, чтобы трезво оценивать ситуацию. Но что делать, когда против тебя ополчился весь мир, и только подруги не дают тебе упасть в пропасть отчаянья?».

И вот что написала в своём отзыве мама Агеева Надежда Леонидовна: «В повести героиня выделяется из группы одноклассников не только внешним «мальчишеским» видом, но и внутренними качествами. Даже в её имени вложен определенный смысл: Ярик-яркий-сверкающий. Не смотря ни на какие испытания, она остаётся сама собой.

… Порадовало отношение «отцов и детей» семьи Сокол. Эта тема всегда актуальна. Здесь полная гармония. Принимают выбор дочери относительно бездомного пса. Отец безумно любит своих девочек: жену и дочь, готов прийти на помощь и защитить. Откровения между матерью и дочерью тоже импонируют. Мать примет дочь любой, потому что она её дочь. Самым ценным в книге оказалась роль человеческих качеств, которые всегда спасали человечество от жестокости, равнодушия, эгоизма. Эти качества нашли отражение в поступках главной героини, её родных и друзей: понимание, сопереживание, доброта, самоотдача, искренность – то, чего так не хватает в наше время…».

А дочь Юлия написала: «…Особенно, на меня произвело впечатление поддержка подруг и семьи в трудных и, казалось бы, безвыходных ситуациях. Впечатлило отношение Ярославы к потерявшей собаке. Девочка привела её в свой подъезд, устроив на площадке, как не странно, кормили и выгуливали всем этажом.

… «Зацепил» тот момент, когда мама героини, не отмахнулась от дочери в трудную для неё минуту и дала понять, что в любом случае она останется её дочерью.

Я считаю, что такие книги учат доброте и состраданию, дружбе и взаимопомощи. Самым ценным в этой замечательной истории для меня стало отношение Ярославы к потерявшейся собаке, своим родным и друзьям. Именно таким должен быть настоящий друг».

Третье место досталось номинации «Обман» по повести А. Лиханова «Обман», дипломантами стала семья Павлюк из с. Н-Кулында.

«Главной темой литературных произведений писателя Альберта Лиханова становится мир подрастающего поколения. Иногда его прозу можно охарактеризовать как жесткую, или даже слишком жестокую, но, по мнению автора, таковой является и наша жизнь. Основной целью создания таких повестей стала нравственная и моральная подготовка молодых людей к столкновению с различными жизненными трудностями, которые могут выпасть на долю каждого.»

«Своей главной темой и аудиторией», – говорит писатель, – я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать». Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

Поэтому, мы не случайно выбрали две номинации «Обман» и «Слабость или безысходность?» по произведениям данного автора. В задачи нашего конкурса входило не только помочь понять и принять нравственные уроки отечественной литературы, но повысить знание родителей в вопросах социального развития и социальной адаптации детей через семейное чтение.

Мама Инга Александровна Павлюк, в своём отзыве отмечает: «В центре повести «Обман» - вечная проблема «отцов и детей», казалось бы, такая избитая, не новая, но вновь актуально звучащая, трогающая наши самые сокровенные струны души. Поднятая проблема, еще раз дает задуматься о взаимоотношениях между родителями и детьми, о том, как мы должны воспитать наших детей, чтобы нам было не стыдно за их поступки, сделать так, чтобы и они и мы были счастливы. Ведь счастье родителей заключается в детях, души которых так ранимы.

… Я думаю, что у Серёжи всё получится, в будущем он обязательно полетит в небо, к своей звезде».

Дочь Алина подчеркнула, что «Моральные ценности, заложенные в этой повести, актуальны и для сегодняшнего дня, хотя она была написана в прошлом веке. Главный герой проходит сквозь испытания к важным, верным истинам, становится настоящим борцом и его нравственные искания серьёзны, глубоки, порой мучительны.

… Я поняла, что, не смотря на все выпавшие нам испытания, не нужно никого обманывать, так как обман всё равно откроется и будет ещё труднее жить после этого».

Дипломантами последней номинации «Слабость или безысходность?» по повести-эпитафии А. Лиханова «Эх, вы!..» стала семья Чебыкиных из с. Польяново.

Мама Ольга Владимировна глубоко размышляет: «На мой взгляд, эта повесть не может никого оставить равнодушным, как и равнодушие людей, которые относятся к пьющим семьям. А таких в наше время сплошь и рядом. Спиваются целые семьи: папы, мамы, их взрослые сыновья и дочери, толи от безысходности жизненных проблем (а у кого их нет!), толи по собственной глупости (так проще). Как правило, в таких семьях и детей много, вот они и страдают больше всех. В пьющих семьях дети слишком рано узнают, что такое мерзость, грязь, собственная ненужность или не востребованность. Но предать или не дай бог сказать, что их папа или мама алкоголики - никогда, дети найдут оправдания им всегда. Но чаще всего сами начинают курить, пить, а то и чего страшнее как в повести Альберта Лиханова.

… Я думаю, что свою повесть писатель назвал так не случайно. Название "Эх, вы!" – это детское разочарование во взрослой жизни, в людях. И дети алкоголиков никому не нужны, они не ждут ничего хорошего от этой жизни, у них только одно разочарование. Писатель нам показывает, к чему приводит такая жизнь родителей. Чтобы каждый из нас не совершал ошибок, которые приводят к тому, что мы можем лишить себя будущего, чтобы хоть как-то проблема пьянства и самоубийства решалась.

Очень тяжело читать подобные вещи».

Сын Владимир отметил: «…Очень тяжелое произведение, которое затрагивает все струны нашего организма, но в тоже время поучительное чтобы еще раз задуматься над своим будущим. Думаю, будет полезным почитать не только взрослым, но и детям повесть «Эх, вы!».

Участницы конкурса, с. Н-Песчаное

Закончился конкурс, подведены итоги. Анализ показал, что нам удалось достичь положительного влияния книги на рассуждения наших читателей. Читатели отметили, что конкур внес в их жизнь положительные моменты. Вот несколько отзывов из анализа «…Было непривычно видеть книгу в руках ребёнка», «..было интересно обсуждать и даже спорить по эпизодам книги с родителями», «впервые совместно с сыном работали над выражением собственной мысли», «с удовольствием включилась в чтение вместе с ребенком», «была изумлена негативным отношением мамы к главному герою», «поймала себя на мысли, что мой ребёнок уверен в своих силах и умно рассуждает», «согревало сердце от задушевной беседы», «удивилась, что мама прислушивается к моему мнению», «доставило удовольствие обсуждение повести со всей семьёй», «думаю, что рано или поздно, дети обязательно скажут нам спасибо за те ценности, которые они пронесут через всю жизнь».

А на вопрос, зачем же всё-таки нужно читать книги, читатели ответили: что книги учат «мудрости, думать, любить и ненавидеть, отличать плохое от хорошего», «что развиваются интеллект, воображение, грамотность устной и письменной речи», «заставляют человека задумать о смысле жизни, любви, отношениях, дружбе, сами того не подозревая», «мы можем увидеть со стороны свои ошибки в повседневной жизни и сделать соответствующие выводы», «оценить поступки героев, думая о том, как бы ты поступил на месте героя повести», «можем увидеть свои черты характера, отношение к людям и жизни».

Более подробно с работами конкурса можно будет познакомиться на сайте библиотеки (http://chscb.ucoz.ru) с августа 2016 г.

О.И. Демиденко,

заведующая сектором менеджмента

МКУК «Межпоселенческая библиотека»

Чистоозерный район

Категория: События | Просмотров: 692 | Добавил: chscb | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]